15.12.13

Детство, опаленное войной

Победительницей краеведческих чтений стала ученица 7 класса Гусева Екатерина, защищавшая работу «Детство, опаленное войной».

 - Катя, как у тебя появилась идея работы, которую ты представила на чтениях?
- Идея появилась три года назад, и если честно, то не у меня. Накануне юбилея школы наш класс пригласил в гости Бучину Л.А., которая была одной из первых выпускниц Заволжской средней школы №1. Встреча прошла на одном дыхании. То-гда и появилась  мысль соби-рать рассказы о «детях войны».
- Были ли у тебя помощники?
- Почти весь класс! За три года мы собрали более 50 рассказов.
Истории о том, как они, тогда дети, узнали о начале войны и о победе над немцами, как учились, что ели и чем играли, и легли в основу нашей работы.
- Что вам особенно запомни-лось в рассказах?
- Голод, о котором говорили почти все. В основном  все питались тем, что вырастили в огороде, хотя большую часть отсылали на фронт. Для того чтобы прокормить семью,  многие пекли хлеб. В муку добавляли отруби, траву полыни.
Вкус липкого хлеба пополам с лебедой и клевером, многие помнят до сих пор. С нетерпением ждали лета, когда появятся грибы, ягоды. Ели всё под-ряд, траву, коренья, от которых болел и вздувался живот.
- Были ли люди, встречи с которыми оставили наиболее сильное впечатление?
- Для меня такой стала встреча с Антоновой Декабриной Николаевной. Более сорока лет она живет в Заволжске, полови-ну их них проработала в нашей школе. Но немногие знают, что Декабрина Николаевна была узницей концлагеря. Ей тогда едва исполнилось 12 лет. Я плакала, когда она рассказывала о том, что ей пришлось пережить.
- Катя, а есть дальнейшие планы, или проект закончен?
- Своим проектом мы хотели привлечь внимание к тем, кто на войне пострадал не меньше. Планируем большую встречу представителей поколений к празднику 9 Мая, идет работа над сайтом «Дети войны». Есть и другие планы.
- Мы желаем вам продолжать работу, подобное не должно повториться!
Афонина Ирина, 9 класс

Вспоминает учитель Антонова Декабрина Николаевна:
 «В концлагере, где я находилась, жили женщины и дети. Моя мама, как и другие женщины, работала, а я сидела с маленькой сестренкой Галей, которой было два или три года.  Люди жили ободранные, голодные. Кормили раз в неделю, и то давали варево из травы. Помню, как за колючей проволокой стояли немецкие кони, которых  кормили хлебом, а мы, в надежде поймать хоть крошку, висели на колючках. Немцы же смеялись… Как больно было в тот момент, как хотелось отомстить…
Из концлагеря нам удалось бежать. До Донбасса было сто километров пешком, но нам было все нипочем. Идя через кукурузное поле,  мы встретили полевую кухню русских офицеров. Самый старший взял Галю на руки и достал для неё шоколадку из кармана. Пожалел, наверное, уж больно она на его дочь смахивала. Но Галя сказала: «Мне этого не надо! Дайте лучше хлеба» Офицер заплакал…»

0 коммент.:

Отправить комментарий